Центр отношений ПСИХОДИАГНОСТИКА

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОДИАГНОСТИКА?
Самый сложный путь, который нужно постигнуть каждому из нас – это путь к самому себе, к пониманию своей сущности, своей личности. Ведь любое наше поведение, поступки и судьба в целом, определяются индивидуально-психологическими особенностями, свойствами личности. Кто мы, для чего мы живем, чего хотим, как мыслим? Почему ошибаемся, зачем огорчаемся, от чего плачем?
На все эти вопросы есть ответы, точно так же, как и есть путь к познанию себя. Этот путь можно реализовать через изучение индивидуальных психологических особенностей человека. Для этого существует особая область знаний, под названием психодиагностика.
Под психодиагностикой понимают комплекс мероприятий, которые направлены на всестороннее и глубокое изучение психологических особенностей личности. Эта сложная система построена таким образом, что человек сам того не зная, раскрывает даже слабо осознаваемые особенности своей личности, своего поведения. 

Психодиагностика – это серьезная область знаний, которую пока ничем другим заменить нельзя. И это единственный способ, благодаря которому можно составить индивидуальную психологическую картину личности. Это первый и основной способ, с которого начинается поиск решений для устранения психологических проблем.

Особенно важна психодиагностика на ранних этапах развития личности. Ребенок в своем психическом развитии проходит различные возрастные этапы. В том или ином возрасте детская психика по определенным показателям должна соответствовать возрастной норме. Несмотря на обилие популярной литературы по детской психологии многие родители, сталкиваясь с различными проблемными ситуациями, задаются вопросом, «нормально ли развивается мой ребенок?». Их опасения вполне понятны, поскольку основы психики и всей будущей жизни человека закладываются еще в детстве. При этом детская психика, в отличие от психики взрослого, поддается коррекции и необходимым изменениям в большей степени.

Процесс психодиагностики включает несколько этапов:
  • Постановка проблемы. Изучение требования, поступившего психологу в виде запроса (жалобы, сомнений, вопроса) клиента, предполагающее его уточнение посредством проведения специальной беседы. 
  • Составление программы психодиагностического обследования, которая должна содержать цель, перечень методик диагностики, оборудование, описание условий и режима обследования.
  • Реализация программы психологического обследования (непосредственно проведение диагностического исследования с испытуемым). 
  • Составление заключения. Заключение может быть устным так и письменным, в зависимости от поступившего запроса. Письменное заключение – это документ о результатах тестирования, подготовленный психологом, который включает сведения об индивидуально-психологических особенностях тестируемого, а также рекомендации относительно формы и содержания помощи, в которой нуждается обследуемый.
  • Консультирование клиента по результатам проведенной психодиагностики. 
Что дает психодиагностика человеку?
Работодателю — возможность не ошибиться, определиться с максимально эффективным использованием потенциала будущего сотрудника, избежание нежелательных проявлений особенностей его характера, при попадании его в специфические условия.
Для родителей, учителей — понять ребенка, избежать нанесения ему психологических травм, своевременно скорректировать поведение, максимально развить его лучшие качества.
Для человека — лучше понять себя, сконцентрироваться на достижение цели, улучшить отношение с другими и скорректировать самооценку, найти источник непонятных тревог и страхов, устранить их.

 
Направления психодиагностики:
диагностика готовности к школе; 
диагностика уровня интеллектуального развития; 
диагностика отдельных познавательных процессов (внимание, мышление, память, восприятие); 
диагностика эмоциональной сферы; 
диагностика основных учебных умений (например при плохой успеваемости);
профориентационная диагностика;
диагностика с выявлением причин и трудностей, с которыми обращаются родители (тревожность, неуверенность, агрессивность, неуравновешенность и т.д.);
комплексная диагностика личности.

Пример заключения по итогам психодиагностики:


 
Диагностику проводит:



Татьяна Рыжковская
        
Психолог. Преподаватель психологии. Психодиагност. Магистр психологических наук. Автор научных публикаций по темам: профессионального роста, агрессивного поведения, копинг-стратегий личности.


 
Ваш E-mail *:
Ваш телефон:
Записаться:
Дополнительная информация:
Оповещать вас о наших новинках:





Главная | Расписание | Консультации | Групповая работа | Бизнес-тренинги | Клуб | Блог | Контакты